ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СЕТИ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ СРЕДСТВ ПА

МЧС РБ IV Международная научно-практическая конференция «Чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация» 6-8 июня 2007 года

Доклад по теме «Организация республиканской сети диспетчеризации средств ПА по проводным и радиоканалам связи»

Главный конструктор НТ ЗАО «Аларм» А.А.Матусевич

В соответствии с требованиями СНБ 2.02.05-04 в Республике введена диспетчеризация средств пожарной автоматики (ПА), установленной на объектах. Сигналы «Внимание», «Пожар», «Неисправность» от объектовых средств должны быть выведены на пульты диспетчеризации ПА Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Согласно этим требованиям в Республике Беларусь были начаты разработки пультов и систем передачи извещений, которые должны в соответствии с НПБ 113-2005 обеспечивать доведение сигналов о неисправностях и сработках средств ПА на пульты мониторинга (диспетчеризации) ЦОУ МЧС РБ.

В настоящее время в Республике разработаны и согласованы установленным порядком с МЧС СПИ «Дисконт», СПИ «Неман» и СПИ «АСОС Алеся».

Из зарубежных аналогов – СПИ «Орион» (Россия) с пультом мониторинга АРМ «Орион».

В стадии завершения разработки находится пульт диспетчеризации, разрабатываемый НИИ ПБ и ЧС МЧС РБ (пульт «НИИ»).

Однако реально были установлены и действуют на сегодняшний день системы «Дисконт» и «Алеся-01П»:

— пульт мониторинга системы «Дисконт» установлен в г.Минске и принимает сигналы по каналам GSM-связи от объектовых ретрансляторов, установленных по всей территории Республики;
— пульты мониторинга СПИ «АСОС Алеся», состоящие из 2-х АРМов (основной и резервный), установлены в ЦОУ Витебского, Могилевского, Гомельского и Брестского областных управлений МЧС РБ;
— пульт мониторинга, разрабатываемый НИИ ПБ и ЧС МЧС РБ, будет установлен непосредственно в НИИ (г. Минск).

Общее у всех систем – наличие тракта передачи извещений по GSM каналам.

Основное отличие СПИ «АСОС Алеся» от СПИ «Дисконт» и пульта «НИИ» в наличии проводных каналов связи от объекта до пульта: абонентские телефонные линии связи, выделенные линии и оптоволоконные каналы. Преимущество проводных каналов, причем по занятой телефонной линии, очевидно: высокая надежность, отсутствие помех, доступность в подключении.

Однако имеется и существенный недостаток: требуется установка стационарных ретрансляторов на АТС, что требует дополнительных затрат. С этой проблемой Департамент охраны (Объединение «Охраны») МВД РБ столкнулся еще 50 лет тому назад, успешно решил ее и продолжает наращивать мощности.

Также имеется отличие и в организации передачи извещений по GSM каналам. Если в «Дисконте» это SMS сообщения, в СПИ «АСОС Алеся» – более надежный способ – передача данных в режиме «DATA», то в пульте «НИИ» уже закладывается более перспективный способ – GPRS. До недавнего времени режим GPRS по стоимости услуг операторов (Velcom) был значительно дороже режима «передача данных», но сегодня, благодаря проводимой политике Velcom, цены уровнялись. Поэтому в СПИ «АСОС Алеся» проводятся работы по переводу оборудования на GPRS.

Что касается структуры построения систем передачи извещений и пультов диспетчеризации, то здесь так же имеются существенные различия.

Пульты «Дисконта» и «НИИ» рассчитаны на централизованный сбор и обработку информации со всей Республики в едином центре, расположенном в г.Минске. СПИ «АСОС Алеся» предполагает центрами сбора информации от средств ПА сделать пульты, установленные в ЦОУ областных управлений МЧС. Это позволяет, в первую очередь, оперативно выявлять и устранять, совместно с обслуживающими организациями, неисправности систем ПА на объектах области, во-вторых, оперативно управлять обстановкой и дежурными частями при возникновении сигналов «Внимание» и «Пожар».

Кроме этого системы отличаются по протоколам обмена данными пультов с объектовыми ретрансляторами и ретрансляторов со средствами ПА. СПИ «АСОС Алеся» имеет собственный высокоинформационный протокол, по которому работает в настоящее время большинство приборов приемно-контрольных пожарных (ПКП-8, ПКП-8/16, СЭТ-4АД, А-02, А-06, А-512, «Аларм-4», «Аларм-5», «Аларм-5/4», «Аларм-7», «Аларм-8», «Аларм-8/4»), а также системы дымоудаления «Спектрон» и адресная система пожарной сигнализации «Бирюза».

Система «Дисконт» имеет собственный протокол обмена данными, в котором присутствует только информация о сработке или неисправности, но отсутствует их расшифровка по адресам, шлейфам.

В соответствии с п. 10 НПБ 113-2005 взаимодействие между объектовыми оконечными устройствами СПИ и пультовым устройством должно осуществляться посредством передачи по каналам связи (сотовый и каналам АТС) извещений в соответствии с таблицей:

Наименование категории важности извещения
Время доставки к ПЦН
Типы извещений
по сети сотовой связи
по каналам АТС и другим каналам
Высшая
Не более 40
Не более 15
«Пожар»
Отложенная
Не более 300
Не более 300
«Неисправность»,
«Отсутствие связи»
Сервисная
На усмотрение разработчика
Извещения, не используемые пользователями системы

Все извещения можно разбить на обязательные:

— «Пожар» (шлейф, зона, адрес),
— «Неисправность»,
— «Отсутствие связи».

сервисные:

— неисправность объектовых приборов и оконечных устройств;
— неисправность ретрансляторов;
— неисправность конкретного объектового устройства или его составной части (шлейф, блок питания, АКБ);
— неисправность (исправность – «тест») средств передачи данных и каналообразующей аппаратуры;
— состояние средств ПА (клапаны, СДУ, задвижки, насосы).

Для формирования и тех и других недостаточно использования только релейных выходов средств ПА и входов объектовых ретрансляторов. Необходимо иметь информационный логический протокол, в котором будет полная расшифровка всех сервисных извещений, а также предварительных извещений, предшествующих извещению «Пожар» (извещение «Внимание») и извещению «Отсутствие связи» (извещения «искаженный пакет», «Авария», «резервное питание» и др.).

Кроме информативности протокол должен быть единым, т.е. все системы передачи извещений и все объектовое оборудование средств ПА должны использовать один и тот же информационно-логический протокол, в котором заполняется, в простейшем случае, только его обязательная часть: извещения «Пожар», «Неисправность», «Отсутствие связи». При появлении возможности у разработчиков средств ПА, ретрансляторов и ПЦН конкретной СПИ формировать и принимать сервисную часть извещений они, не изменяя структуру и форму протокола, просто заполняют его с учетом появившейся возможности.

Таким образом, не имея высокоинформационного протокола на объектах, мы ограничиваем функциональные возможности пульта мониторинга.

Наличие разных протоколов в действующих системах – очень серьезная проблема, устранять которую надо на начальном этапе, т.к. появляется не только несколько АРМов и СПИ, но и приборов и устройств объектового уровня, которые могут работать только в составе своей системы, а их модернизация под протокол более высокого уровня потребует значительных материальных затрат, составляющих от 20 до 30 % их стоимости.

В качестве наиболее оптимальной структуры республиканской сети диспетчеризации средств ПА предлагается следующий вариант:

— имеется центральный, республиканского значения пульт мониторинга, который принимает на себя извещения от всех объектов г.Минска и особо важных объектов областного значения, причем информация по этим объектам поступает от пультов областных ЦОУ по высокоскоростным каналам (E1);
— в каждой области имеется собственный пульт диспетчеризации, принимающий извещения от всех объектов областного центра по проводным и GSM каналам связи и важных объектов и особо важных объектов области по GSM каналам;
— в наиболее крупных райцентрах (где сильно развита телефонная сеть) устанавливаются районные пульты на ЦОУ районных подразделений МЧС, которые принимают как по проводным так и GSM каналам, а также могут принимать сигналы от соседних районов по каналам GSM.

Во всех областных крупных (со значительным объемом обслуживаемых объектов ПА) монтажных организациях (ОАО «Промспецавтоматика», Минпром РБ), обслуживающих средства ПА, а также СПИ и пульты диспетчеризации, устанавливаются автоматизированные рабочие места удаленного контроля (АРМ УК), связанные по проводным или GSM каналам с АРМом ЦОУ. Информация, полученная на ЦОУ по неисправностям оборудования или отсутствию связи, автоматически передается на АРМы монтажных организаций, которые принимают меры по их устранению: высылают оперативные мобильные группы технического контроля в места, откуда поступил сигнал о неисправности или отсутствии связи, для локализации отказавшего технического средства или канала связи с последующим восстановлением.

Таким образом, мы получаем централизованную систему диспетчеризации, распределенную как территориально, так и по нагрузкам на АРМы и операторов. Максимально на каждое рабочее место можно получать информацию (суммарно по всем каналам связи) от 6000 объектовых приборов или устройств ПА. При этом обязательным условием является отсутствие ложных срабатываний, исправность всех (95 %) технических средств ПА и СПИ, а также наличие надежных (вероятность доведения ≤ 10-2) каналов связи.

При нарушении хотя бы одного из условий значительно снижается реальная емкость одного АРМа, т.к. сервисные извещения будут «забивать» экран и отвлекать оператора, и составит 2-3 тысячи объектовых устройств.

Для сравнения: расчетная емкость паролей (объектовых устройств), подключаемых на одно АРМ ДО в подразделениях Департамента охраны МВД РБ составляет 1250 (в режиме постоянного «взятия/снятия» объектов на охрану/с охраны).
Максимальное количество АРМов в составе одного ПЦН равно 16-ти.
Значит один областной пульт мониторинга может контролировать до 48000 объектовых устройств. При замене в составе каждого АРМа одной АТС (одно направление из 4-х имеющихся) на одну пару (основной и резервный) каналов GSM емкость АРМа уменьшается до 2-2,5 тысяч паролей, а ПЦН – до 40000.

Такое построение системы мониторинга позволяет не только территориально разделить объекты ПА по принадлежности, но и решает задачу технического обслуживания СПИ, пультов и средств ПА без дополнительных затрат со стороны государства (на создание при ЦОУ службы технического сопровождения).

Экономически система одного пульта диспетчеризации (АРМы, каналы связи) окупается уже после взятия на пульт мониторинга 150 объектов. Это подтверждается расчетами, проведенными монтажной организацией ОАО «Витавтоматика». Поскольку монтажные организации готовы взять на себя не только затраты по приобретению, монтажу оборудования, но и обслуживание пультов собственными силами с компенсацией МЧС ложных выездов, то экономическая выгодность для МЧС становится очевидной. На сегодняшний день уже имеются договоры в ОАО «Витавтоматика», «Могилевспецавтоматика», «Спецпромавтоматика» (г.Гомель) и «Спецавтоматика» (г.Брест) с областными управлениями МЧС, подтверждающие вышесказанное.